Отвергаешь — предлагай. Без предложений критика превращается лишь в способ самоутверждения. Точно так же рассмотрение предмета только с одной стороны не дает полного представления о нем, а значит, не может быть объективным.
Известно, что не всегда предприятие, которое сертифицировало систему менеджмента качества (СМК) в соответствии с требованиями ИСО 9001, имеет эффективно работающую СМК. Тем не менее, нельзя считать, что нет уже таких организаций, которые сертифицируют СМК не «для галочки» и не для красующегося на стенке Сертификата соответствия, для которых получение сертификата является не пустым делом, а предметом заслуженной гордости. Такие организации есть, как, впрочем, есть и хорошо зарекомендовавшие себя органы по сертификации и консалтингу.
В самом начале создания СМК встает вопрос о целесообразности привлечения сторонних специалистов, консультантов, а также определения необходимости определения ответственного, который занималась бы созданием, подготовкой к сертификации и поддержанием в работоспособном состоянии СМК предприятия. К счастью, не многие руководители считают возможным самостоятельно построить СМК. Почему к счастью? Потому что большая часть подобных начинаний обречена на провал.
В основном, попытки сэкономить на профессиональных консультантах приводят к тому, что затраченные средства не приносят желаемого эффекта: чаще всего эти проекты сворачивают еще до наступления этапа сертификации СМК.
В итоге, сэкономленные деньги на специализированных специалистах, оборачивается прямыми убытками из-за того, что проект закрывается, так и не принеся ожидаемой прибыли, а также сотнями рублей упущенной выгоды из-за отсутствия эффективно действующей в организации СМК.
Некоторые руководители в целях экономии либо совсем не выделяют ресурсы на создание службы качества, считая, что всем будут заниматься сторонние консультанты, либо нагружают работающего в организации сотрудника дополнительными обязанностями по подготовке документации, не привлекая при этом персонал других подразделений, который и будет в дальнейшем ее использовать. И в первом, и во втором случае чрезвычайно сложно построить эффективную СМК, которая позволяла бы развивать бизнес.
Итак, прежде всего, необходимо осознать: шансы построить действующую, приносящую ощутимые результаты систему гораздо выше, если в качестве консультанта будет работать приглашенный специалист, а в структуре предприятия будет создана служба качества, занимающаяся вопросами подготовки, внедрения и поддержания СМК, при условии вовлечения в процесс всех сотрудников предприятия.
Следующее, что необходимо сделать, — разработка Политики в области качества. К этому нужно относиться очень серьезно и ответственно. Дело в том, что это открытый документ, и многие организации размещают его на своих интернет-сайтах, стендах и т. д. Это правильно. Вот только есть одно «но». Если ваш потребитель почувствует, что заявленные в Политике в области качества принципы расходятся с действиями сотрудников предприятия, на котором она принята, репутация организации может резко ухудшиться - со всеми вытекающими последствиями.
Необходимо помнить: Политика в области качества — это даже не визитная карточка организации, это ее паспорт, документ не просто необходимый, но еще и понятный каждому из работников. Все сотрудники должны знать и понимать смысл Политики в области качества и непременно следовать ей в своей работе.
Формулировка Политики должна быть простой и легкой к восприятию. В этом — залог успеха.
Также очень важно верно сформулировать Цели в области качества. Как известно, Цели в области качества должны сочетаться с Политикой в области качества, т. е., показывать путь к достижению стратегической цели. Также Цели в области качества должны быть соизмеримыми.
Перед разработчиками документации СМК стоят две основные задачи: она должна, с одной стороны, быть доступной для понимания, с другой - отвечать всем требованиям ИСО 9001.