В последние несколько лет, в Российской Федерации наметился курс на обновление и «оздоровление» нормативно правовой базы, регулирующей широкий спектр сфер предпринимательской и экономической деятельности. Не обошла данная инициатива и авиационную промышленность, досталось всем – разработчикам и производителям, эксплуатантам, организациям по техническому обслуживанию, и в какой-то степени, федеральным службам и министерствам. В середине прошлого года в РФ был принят Федеральный закон «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», призванный обновить и конкретизировать перечни нормативно-правовых актов, содержащих в себе обязательные требования, и сделать процедуру оценки соответствия субъектов экономической деятельности таким требованиям более понятной и прозрачной.
Была ли достигнута цель, преследуемая принятием данного закона? Частично — да. Стало ли понятнее? По прошествии шести месяцев с момента вступления в силу изменений — однозначно, нет. Во многом такая ситуация связана с методом обеспечения действия данного закона, выбранным законодателем, так называемой «регуляторной гильотиной». Используя данный метод, законодатель выводит из эксплуатации огромный пласт правоустанавливающих документов (помимо весьма обширного перечня исключений): нормативно – правовые и нормативно-технические акты, различные приказы, распоряжения, рекомендации и прочие документы, принятых до момента вступления в силу данного закона, как устаревших, так и относительно свежих. Вместо отмененных актов ответственным лицам поручено в весьма короткие сроки подготовить и издать актуальные нормативно – правовые акты, регулирующие те же аспекты и процедуры, НПА по которым были отменены при гильотинировании законодательства.
Сложившаяся ситуация стала одним из предметов дискуссии, проведенной в рамках выставки HeliRussia 2021.
Первостепенной причиной, послужил резкий переход от сложившегося законодательства к новой нормативной базе, что вызвало ряд понятных трудностей, приведших к довольно сомнительному качеству новых НПА – как правило, за разработку комплекса проектов новых нормативных актов (а они, зачастую, весьма объемные), отвечает департамент или, в некоторых случаях, отдел такого департамента, министерства или федеральной службы, численность персонала в котором, едва ли доходит до десяти штатных единиц. В отдельных случаях, разработка нормативно – правовых актов была поручена рабочим группам (трудящимся на добровольных началах), созданным из сотрудников профильных ведомств. Таким образом, специалисты ответственные за разработку нормативной базы оказались многократно перегружены. Второй момент, косвенно вытекающий из первого, заключается в несогласованности действий ответственных лиц при формировании новой НПА, что привело к возникновению ряда разночтений обновленной законодательной базы, с сохранившими силу законодательными актами и международным законодательством.
Сложившаяся ситуация стала значительной проблемой и при процедуре получения лицензии на разработку, производство, испытания и ремонт авиационной техники.
В подобных условиях, разумным решением будет поручить работу по подготовке и оформлению лицензии профессионалам НП «КЦ «Поколение 8».