Лучшие результаты бизнеса для любой организации и, особенно для той, которая относится к малым предприятиям, можно получить при использовании системных подходов в управлении.
СМК можно рассматривать как комплекс необходимого организационного устройства для управления качеством, распределения ответственности и полномочий, процедур, процессов и ресурсов, необходимых для достижения поставленных руководством целей. ИСО 9001:2000 признан в мире как основной стандарт, в соответствии с которым СМК сертифицируются. Как правило, причинами, побуждающими организацию внедрять и сертифицировать СМК, являются желание повысить свою конкурентоспособность. Многие заказчики - потребители продукции (услуг) предпочитают взаимодействовать с организациями, прошедшим процедуру сертификации СМК.
Следует подчеркнуть, что сертификация СМК на соответствие стандартам ИСО серии 9000 во всем мире осуществляется для любой организации независимо от профиля и величины. При этом органы по сертификации оценивают соответствие СМК полному набору требований стандарта. Однако организация и сертификация СМК на малых предприятиях имеет и ряд сложностей, необходимо учитывать, например, элемент скоротечности, имеющийся в малом бизнесе.
Чаще всего неэффективность СМК обусловлена недостаточной поддержкой руководителей, связанной с их некомпетентностью. Кроме того, небольшая численность персонала на предприятиях не всегда позволяет создавать службы управления качеством , а СМК в первую очередь предполагает наличие комплекса внутреннего устройства организации и распределение ответственности и полномочий между отдельными функциональными структурными подразделениями. На небольших предприятиях для реализации требований стандартов ИСО серии 9000 приходится распределять функции между небольшим числом подразделений или сотрудников. А эта задача может оказаться сложной, так как никто из сотрудников не хочет брать на себя дополнительную ответственность и обязанности.
СМК, разработанные с привлечением консультантов, имеют квалифицированно разработанные документы системы, но реальную разработку должны осуществлять собственные специалисты, хорошо знающие процессы и особенности взаимодействия подразделений и персонала внутри организации. В качестве первого шага при организации СМК на малом предприятии можно рекомендовать обучение персонала современным методам управления качеством.
Обучение управлению качеством в организации должно начинаться с руководителей высшего звена. Без заинтересованности со стороны руководства организации работа по созданию эффективной СМК не будет иметь успеха.
Еще одним важным этапом является анализ существующей документации на ее адекватность СМК. Важно избежать бюрократизации и усложнения СМК.
Для небольших организаций цели в области качества являются важнейшим инструментом СМК. Малым предприятиям осуществить декомпозицию целей в области качества гораздо легче, чем большим, здесь перед каждым работником можно поставить свои цели и задачи. Цели в области качества, особенно для предприятий малого бизнеса, должны быть конкретны и детальны
При документировании процессов в малых и средних организациях для упрощения управления ими удобно использовать различные наглядные формы представления информации: рисунки, схемы, алгоритмы.
Результаты исследования показывают, что, несмотря на наличие ряда проблем и ограниченность ресурсов, при правильной организации и четком планировании всех процессов результаты внедрения СМК оправдывают финансовые затраты и ожидания руководства, коллектива, владельцев и инвесторов. Это достигается за счет повышения удовлетворенности потребителей, более эффективной координации работы, достижения и поддержания соответствующего уровня качества производимой продукции или предоставляемых услуг, а также улучшения деятельности организации в целом.