5 октября в МАИ завершилась конференция «Сертификация БАС. Пути развития». За два дня мероприятие посетили более 300 представителей отрасли, включая разработчиков и эксплуатантов беспилотной авиационной техники, руководителей авиационных властей и представителей федеральных органов исполнительной власти.
Как накануне подчеркнул ректор МАИ Михаил Асланович Погосян, организация процессов сертификации беспилотных авиационных комплексов и их серийного производства — необходимый элемент успешного развития технологий БАС и их внедрения в решение реальных задач.
В заключительный день на пленарной дискуссии выступали заместитель начальника отдела Росавиации Евгения Вячеславовна Набатова, заместитель директора департамента авиационной промышленности Минпромторга России Михаил Александрович Пересадин, заместитель начальника УСАТ Росавиации Иван Михайлович Тюрин, врио директора по учёту, развитию сервисов и инфраструктуры для БАС систем Госкорпорации по ОрВД Денис Владимирович Овчинников, а также заместитель генерального директора ФГУП «ГосНИИ ГА» Екатерина Викторовна Шувалова и другие гости.
Замначальника УСАТ Росавиации Иван Тюрин рассказал о федеральном проекте по стандартизации, инфраструктуре и сертификации, в котором заложено несколько мер на поддержку сертификации. Одной из мер является создание цифровой системы для сертификации.
— Это давняя мечта Росавиации — уйти от бумажной сертификации. Потому что если брать пилотируемую авиацию, объём документов, которые проходит через нас, через сертификационные центры — колоссальный, — отметил Иван Тюрин.
Внедрение безбумажного документооборота повысит упростит процедуру согласований и повысит прозрачность. Соответствующую информационную систему в ведомстве сейчас разрабатывают и планируют внедрить в конце 2024 года, заявил Иван Тюрин.
В свою очередь замдиректора департамента авиационной промышленности Минпромторга России Михаил Пересадин рассказал о структуре федеральных проектов, входящих в национальный проект «Беспилотные авиационные системы». В частности, среди них есть федеральный проект под кураторством Минпромторга России, который посвящён стимулированию разработки и производства БАС.
— В нашем федеральном проекте предусмотрены меры поддержки разработчиков по компенсациям части затрат на сертификацию, — сказал Михаил Пересадин.
По его словам, финансирование этого федерального проекта заложено на 2024 год.
По итогам пленарной дискуссии, участники согласовали несколько предложений. В частности, в Минпромторге подтвердили, что разработают правила предоставления субсидий на компенсацию части затрат на сертификацию БАС. При этом одним из условий получения компенсации станет достижение конкретного результата, например, Сертификата типа. Кроме того, с точки зрения упрощения продолжится работа по созданию и совершенствованию норм лётной годности и оптимизации процедур сертификации при участии отраслевого сообщества.
Конференцию продолжила руководитель образовательного направления Дирекции «Аэромобильность» МАИ Ксения Алексеевна Терешонкова. Она рассказала о роли МАИ в подготовке кадров для беспилотной отрасли и программах дополнительного профессионального образования.
— МАИ — это не только высшее образование. Университет осуществляет комплексную подготовку кадров, начиная со школы и заканчивая различными программами повышения квалификации и собственным авиационным учебным центром по подготовке авиационного и неавиационного персонала, — сказала Ксения Терешонкова.Со школьниками взаимодействие идёт по линии детского технопарка «Траектория взлёта» и Предуниверсария МАИ. Для студентов есть ряд магистратур в области беспилотников, например «Проектирование БАС». Также существуют программы дополнительного профессионального образования, которые на данный момент включают в себя 4 направления: проектирование, полезные нагрузки, эксплуатация и сертификация БАС, подчеркнула Ксения Терешонкова.
Позднее с докладом на тему роли Авиационного учебного центра МАИ в обучении внешних пилотов беспилотных авиационных систем выступила директор АУЦ МАИ Наталия Евгеньевна Шовгеня.
Далее последовали доклады разработчиков БАС. В частности, главный конструктор АО «Эколибри» Леонид Леонидович Фирсов осветил вопросы разработки БАС, их сертификации и начала эксплуатации. Затем представитель АО «НПП «Радар ммс» Елена Владимировна Янглич поделилась с собравшимися практическим опытом получения сертификата разработчика. Финальным выступлением на конференции стал доклад заместителя начальника УСАТ Росавиации Александра Сергеевича Агеева на тему аккредитации лабораторий по сертификации.
Конференция завершилась экскурсией по центрам компетенций и лабораториям университета, созданным в соответствии с программой «Приоритет-2030», участником которой является МАИ. В том числе гостям показали центр «Авионика», выполняющий работы в рамках стратегического проекта «Будущие аэрокосмические рынки — 2050». Заключительной точкой экскурсии стал Центр «Беспилотные летательные аппараты» МАИ, созданный в рамках стратегического проекта «Аэромобильность». Среди разработок инженеров Центра БЛА МАИ имеются агродроны, беспилотная система для охраны периметра «Контур» и другие системы.
Источник: https://mai.ru/press/news/detail.php?ID=176675